Елена Петровна Блаватская родилась в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, который тогда был принят в России), 12 августа 1831 (31-го июля 1831 г. по старому стилю) в семье иммигранта из Германии. Её родителями были полковник Пётр Алексеевич фон Ган (родословная вела к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn) и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, выдающаяся романистка, умершая совсем молодой. Вообще вся ее семья была талантливой. Ее дядя был генерал Р.А. Фадеев, ее двоюродный брат был С.Ю. Витте, ее сестра известна в литературе как В.П. Желиховская, так же к ее семье принадлежит Е. Марков. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Фадеева (Долгорукая), в высшей степени одаренная женщина, известная в то время своими трудами.
Рано потеряв мать, Блаватская воспитывалась в Саратове и Тифлисе у своих дедушки и бабушки (по материнской линии) и получила весьма поверхностное образование. В детстве была слабым, болезненным, но необыкновенным ребенком: по мнению окружающих, обладала сверхъестественными психическими способностями, изумляя ими домашних и друзей, всегда стремилась к независимости и свободе. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают.
Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу. В 17 лет вышла замуж за эриванского вице-губернатора Никифора Васильевича Блаватского, человека, годившегося ей в отцы, без всякого увлечения, хотя и без принуждения со стороны родных, и через три месяца оставила мужа, начав скитальческую жизнь. Она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз, этот брак так и остался фиктивным.
Она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, неудачно пыталась проникнуть в Тибет, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне, по ее словам, она имела таинственное видение: она встречает того, кого знала по своим детским видениям — Посвящённого с Востока, из раджпутов, Учителя Морию, или М. — под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она полностью принимает его руководство — и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.
Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индии, а в следующем, 1852 году, уже спешит в Индию, — мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её очередная попытка проникнуть в Тибет кончается неудачей. И в 1953 году он вернулась в Англию, посетив о.Ява. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые горы. В конце 1855 г. она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс.И вот теперь ей наконец удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки. В 1858 г. она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры во Пскове. С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 г. она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. В 1864 она ещё раз проникает в Тибет. В 1870 г. она возвращается в Грецию, оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но её спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 г. по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности. |
Текст в колонке слева написан красным цветом, т.к. это неподтвержденные данные. Есть мнение, что Е.П. не удавалось трижды проникнуть в Тибет до 1864г. Проникновение иностранцев в Тибет каралось смертной казнью, поэтому все ее передвижения были покрыты тайной |
Е.П. Блаватская занялась литературой, стала писать политические и этнографические статьи в газетах, преимущественно нью-йоркских, корреспондировала в русские периодические издания и написала рассказы о своих путешествиях, появившиеся позднее, за подписью Радда-Бай в русской прессе под заглавиями: "Из пещер и дебрей Индостана" и "Племена Голубых гор" (изданы все вместе под первым названием в 1883 г.). В них Блаватская проявила крупный литературный талант. Таинственное прошлое великой страны, грандиозные следы ее своеобразной многовековой цивилизации, храмы, гробницы, современная бытовая и политическая жизнь, - все интересовало писательницу.
В ту пору Блаватской исполняется
сорок два года, она наделена многими, самыми
невероятными психическими и оккультными
способностями, которые целиком подчиняются
её контролю. Как позднее отмечают Махатмы,
обучавшие её, она была лучшим из доступных
инструментом для осуществления задуманной
ими работы — представить миру в новой форме,
хотя и в общих чертах, древнюю Теософию, “Знание,
которое накапливалось веками, которое
уточнялось и выверялось многими
поколениями мудрецов...”, это родительское
древо истины, имевшее многочисленные ветви
и побеги в виде религий, больших и малых. В
задачу Блаватской входило, с одной стороны,
бросить вызов укоренившимся
представлениям и догмам
скомпрометировавшей себя теологии, и, с
другой, — оспорить не менее догматические
воззрения науки своего времени. Правда, к
тому моменту в этом двойном ряду
фортификаций уже была пробита брешь. И
произошло это благодаря спиритизму,
который захлестнул тогда всю Америку. Как
говорила сама Е.П. Блаватская: "Я была
послана доказать реальность существования
феноменов и выявить ошибочность
спиритической теории относительно духов".
С 1873 г.
Блаватская стала работать над "Isis Unveiled" ("Разоблачённая
Исида").
Вскоре после прибытия в Нью-Йорк
Е. П. Б. обретает истинного друга и помощника
в лице полковника Генри Стила Олкотта,
юриста, человека высоких нравственных
достоинств, который приобрёл известность в
годы Гражданской войны благодаря своей
безупречной службе. К ним примыкает Уильям
Куон Джадж, молодой ирландский адвокат,
сыгравший впоследствии выдающуюся роль в
Теософском движении. 7-го сентября 1875 г.
преимущественно стараниями Блаватской,
Олкотта и Джаджа, а также ещё нескольких
человек, была создана организация, которую
нарекли Теософским обществом, так как перед
ним ставилась цель содействовать
распространению древних учений Теософии,
или той Мудрости в делах Божественных,
которая послужила духовной основой для
многих великих философских систем прошлого,
таких как неоплатонизм, гностицизм и
античные школы мистерий. 17 ноября 1875
президент-основатель полковник Олкотт
официально известил о создании Общества, и
с тех пор эту дату принято считать днём его
основания. Провозгласив целью Общества “собирание
и распространение знаний о законах,
управляющих Вселенной”, Основатели вскоре
изложили задачи более детально; и,
претерпев лишь несколько незначительных
редакционных поправок, они остаются всё
теми же:
1. Создание ядра Вселенского
Братства Человечества без различия рас,
вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
2. Содействие изучению
сравнительной религии, философии и науки.
В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W.Bouton'a вышел в свет первый монументальный труд Е. П. Блаватской “Разоблачённая Исида”, и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики "вызовом догматизму религии и современной науке". Очертив предмет оккультных наук и историю их развития, “Разоблачённая Исида” раскрывает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой нитью проходят через века, проявляясь время от времени в виде различных мистических движений.
8 июля 1878 г. Е. П. Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство. В декабре того же года Е. П. Блаватская и полковник Олкотт отбывают через Англию в Бомбей, в Индию, где в феврале 1979 г. устраивают штаб-квартиру Общества. Вскоре с ними знакомится Алфред Перси Синнетт - в то время редактор правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Это знакомство оказалось чрезвычайно важным. В сентябре-октябре 1880 г. Е.П.Б. и Олкотт посетили дом А.П.Синнетта и его супруги Пейшенс в Симле, в северной Индии. Синнетт всерьёз заинтересовался учением Теософского движения и его деятельностью, вследствие чего Е. П. Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя Адептами, оказывавшими содействие Движению - Учителем Морией и Учителем Кут Хуми. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 гг., и многочисленные ответы этих Мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А. О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием The Mahatma Letters to A. P. Sinnett (Письма Махатм к А.П.Синнетту), London, 1923.
Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879г. приступают к изданию первого теософского журнала The Theosophist, редактором которого становится Е. П. Блаватская. В это время Общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран. В мае 1880 г. основатели едут на Цейлон, где полковник Олкотт начинает работу по возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают “pancha sila” [Пять добродетелей совершенства], то есть официально становятся буддистами, — факт, который Олькотт впоследствии объяснил как “формальное подтверждение наших давних убеждений”. В мае 1882 г. в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Общества. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности, и основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком. Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии, основываются Филиалы, принимаются посетители, ведётся обширнейшая переписка, готовятся к публикации в основанном незадолго до этого теософском журнале ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индусах интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины.
В этот период полковник Олкотт занимался очень популярным месмерическим лечением больных. В феврале 1884 г. он отбывает в Лондон с петицией к Британскому правительству от буддистов Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После почти пятимесячного пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, у семьи Гебхардов, и с головой уходит в работу над “Тайной Доктриной”.
Между тем в Адьяре готовится заговор, в котором участвуют двое слуг Е.П. Б., Алексис и Эмма Куломбы. В конце декабря Е.П. Б. возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск супругам Куломбам за грубую клевету о якобы мошенническом характере производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во главе Общества, по разным причинам решают не предавать это дело огласке, и Е.П. Б., не добившись справедливости, в марте 1885 г. уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию.
Как выяснилось впоследствии, всё это “дело” было целиком состряпано иезуитами, ненавидевшими и Общество, и Е. П. Б. Обвинения были построены на поддельных, частично и полностью, письмах, написанных якобы Е.П. Блаватской и содержавших указания относительно подготовки всевозможных фальшивых феноменов, — письмах, с которыми непредвзятым исследователям не дозволили ознакомиться. Журнал христианских миссионеров в Мадрасе публиковал наиболее компрометирующие отрывки из этих писем.
Тем временем Лондонское общество психических исследований (ОПИ) созвало специальный комитет для расследования заявлений Е. П. Блаватской. Затем, в декабре 1884 г., в Индию прибыл Ричард Ходжсон, член комитета ОПИ, чтобы провести опрос и сделать доклад относительно выдвинутых Куломбами обвинений. Основываясь на результатах расследования Ходжсона, комитет ОПИ в своём окончательном докладе в декабре 1885 г. заклеймил Е. П. Блаватскую как “одного из совершеннейших, гениальнейших и интереснейших мошенников в истории”. Ходжсон также обвинил Е. П. Б. в шпионаже в пользу России. Этот доклад ОПИ-Ходжсона впоследствии стал основой для дальнейших нападок на Е. П. Б. в связи с её якобы нечестностью, несуществованием её Учителей и отсутствием всякой ценности Теософии. (Обвинения Ходжсона были проанализированы и опровергнуты в 1963 г.Эдли Уотерманом в работе “Некролог: доклад Ходжсона о г-же Блаватской”.)В конце концов все эти злобные нападки весьма неблагоприятно отразились на здоровье Е. П. Блаватской. В августе 1885 г. она поселяется в Вюрцбурге, Германия, в июле 1886 г. перебирается в Остенде, Белигия, а в мае 1887 г. по приглашению английских теософов переезжает в Лондон, в маленький дом в Верхнем Норвуде. После её прибытия в Англию теософская деятельность здесь быстро начала расширяться. Была основана Ложа Блаватской и началось распространение теософских идей.
Так как Е.П. Блаватская к тому времени фактически утратила всякий контроль над своим первым журналом The Theosophist, то в сентябре 1887 г. она основывает в Лондоне ежемесячный журнал Lucifer, который, как гласит надпись на его титульном листе, был задуман, чтобы “пролить свет на сокрытое во тьме”. В том же месяце Е. П. Б. поменяла лондонский адрес на Холланд-парк, Лэнсдаун Роуд 17.
Не обращая внимания на своё вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она всё так же упорно работает над своим великим трудом; он был завершён и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 г. Помогали Блаватской Бертрам Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание "Тайной Доктрины".
Основу “Тайной Доктрины” составляют станцы, переведённые из сокровенной “Книги Дзьян” с комментариями и пояснениями Е. П. Б. Также в книге подробно рассматривается фундаментальная символика, используемая великими религиями и мифологиями мира. В первом томе речь идёт об образовании Вселенной. Второй том рассматривает происхождение и эволюцию человечества.В октябре 1888 г. Е. П. Блаватская основывает Эзотерическую секцию, для более глубокого изучения Эзотерической философии, и пишет Наставления для тех, кто занимался в ней.
В октябре 1990 г. Европейская штаб-квартира Общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонз-Вуд, на Авеню-Роуд 19, и здесь Е.П. Б. пишет Ключ к Теософии, “ясное изложение (в виде вопросов и ответов) Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософское общество”; Голос Безмолвия, жемчужину мистической теософской литературы, произведение, в которое вошли переводы избранных отрывков из священной восточной Книги золотых правил, которую она выучила наизусть за время своего оккультного обучения в Тибете.Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 г. во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии; её останки были преданы сожжению в Уокингском крематории в Сёррее, а пепел разделен между тремя центрами теософского движения (Лондон, Нью-Йорк и Адъяр (близ Мадраса); день ее смерти чествуется под именем "дня белого лотоса".
Непредвзятое знакомство с жизнью Е.П. Б., её трудами, беззаветным служением Истине, её духовными способностями и достижениями раскрывает перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником Транс-Гималайского Братства. В Тибете ее называют Великой Посвященной.
P.S. В статье
использованы фрагменты статьи Цыркова Б.М.,
внучатого племянника Е.П.Блаватской,
написанной для журнала Theosophia в 1968г.
P.P.S. Биографический
очерк Е. Ф. Писаревой (zip)
© Таинственный Мир 2001-2002 |